ШПИЛЬКИ

21 077 подписчиков

Свежие комментарии

Истории больших перемен [внешности]

Сегодня стреляю себе в ногу поговорим о феномене больших перемен — метаморфоза из гадкого утенка в лебедя. Сюжет лег в основу множества фильмов, вдохновляя не одно поколение.

легендарная женская метаморфоза в "Моя прекрасная леди" (1964)
легендарная женская метаморфоза в "Моя прекрасная леди" (1964)
и не менее легендарная для русского зрителя метаморфоза в "Служебном романе" (1977)
и не менее легендарная для русского зрителя метаморфоза в "Служебном романе" (1977)

Почти всегда у этих историй счастливый конец. И почти всегда благодаря “превращению”.  Для практикующего стилиста просто отличный аргумент, ведь это наглядное подтверждение, как значительна такая работа — купила клиентке новое платье, изменила форму бровей и вот уже жизнь играет новыми красками!

метаморфоза главной героини в фильме "Моя большая греческая свадьба" (2002)
метаморфоза главной героини в фильме "Моя большая греческая свадьба" (2002)

Правда в этом действительно есть: некоторые исследования подтверждают, что внешние перемены способны настроить наш мозг по-новому видеть и воспринимать себя, что запускает внутренние изменения.

И вместе с этим, большая часть таких экранных историй снабжена целым букетом неоднозначных и проблемных идей. Будем честными, разберемся.

МОМЕНТ №1: Кто меняется? Почти всегда... женщина!

Практически во всех историях “чудесных метаморфоз” меняется женщина, главная героиня.

Барбара Стрейзанд в процессе своей трансформации в "У зеркала два лица" (1996)
Барбара Стрейзанд в процессе своей трансформации в "У зеркала два лица" (1996)
трансформация в "Мисс Конгениальность" (2000)
трансформация в "Мисс Конгениальность" (2000)

Истории мужских трансформаций (внешности и стиля) в кино можно пересчитать по пальцам. В основном мужчине отводится боле традиционная роль: [наконец!] заметить и рассмотреть героиню, уделив ей свое внимание.

все еще "Мисс Конгениальность" и перемены в динамике героев
все еще "Мисс Конгениальность" и перемены в динамике героев

Проблемный вывод: для женщины (в отличие от мужчин) нормально даже естественно «страдать» за красоту, себя менять, подстраивать и трансформировать. Это культура игры в одни ворота.

*И все же, справедливости ради, вспомним здесь и редкую мужскую (возможно, вы знаете больше? поделитесь в комментариях!)

редкая трансформация имиджа героя (а не героини) в "Crazy Stupid Love" (2011)
редкая трансформация имиджа героя (а не героини) в "Crazy Stupid Love" (2011)

МОМЕНТ №2: Меняемся для чего?

В большинстве этих историй «гадкий утенок» — по сути способраня и умная девушка / женщина. И если она не школьница, то часто хорошо образована и нередко успешна в карьере. И все-таки сюжет предписывает ей смену имиджа. И только после этого в жизни героини должны произойти чудесные изменения.

трансформация героини в "Это все о ней" (1999)
трансформация героини в "Это все о ней" (1999)

Не буду кривить душой, я первая скажу, что имидж имеет значение! И в личной жизни и на карьерной лестнице. Особенно если речь идет о внешнем отражении человека — характера, главных качеств, личных ценностей. Вопрос в том, насколько экранные истории трансформаций поддерживают эту идею?

Ведь если присмотреться, большинство из них нацелены не на то, чтобы подчеркнуть индивидуальность, но на то, чтобы нравиться мальчикам! подогнать героиню под определенные стандарты.

трансформация героини в "Mean Girls" (2000)
трансформация героини в "Mean Girls" (2000)
трансформация героини в "Без понятия" (1995), явно в противоположном направлении от того, что ей самой близко
трансформация героини в "Без понятия" (1995), явно в противоположном направлении от того, что ей самой близко

Проблема есть даже в тех история, где женщины совершают внешний стильный переворот ради карьеры, как один из самых известных в «Дьявол носит Прада».

Истории больших перемен [внешности]

Казалось бы, модная индустрия требует этого, и стиль главной героини просто кричит о её несоответствии (и правильно делает, ибо опыт показывает, что ей действительно там не место).

Но даже в этом случае её «стильный переворот» сконцентрирован не на личности (как раз в личности ей отказывают), а на соответствии или несоответствии определенным стандартам. Например, объему талии и размеру одежды.

Со стороны все кажется очень логичным: хочешь работать и быть успешной в модной индустрии — худей соответствуй и подстраивайся. Но посмотрите на реальный мир и реальную модную индустрию, где столько успешных женщин не соответствуют никаким внешним стандартам, а вот их образы — проявление личности.

даже не знаю, нужно ли их представлять... Диана Вриланд, Сюзи Менкенз, Миучча Прада
даже не знаю, нужно ли их представлять... Диана Вриланд, Сюзи Менкенз, Миучча Прада

Проблемная причинно-следственная связь: соответствие стандартам и принятым (кем? мужчинами?) понятиям о красоте есть ключевой фактор к успеху, личному и профессиональному.

Поддерживать эту связь — по сути отказать всем нам в праве на разнообразие и каждой отдельной женщине — в праве на уникальность.

Куда интереснее мне сегодня будет смотреть другой сюжет: где героиня ищет собственный стиль, свой, а не стандартный образ, подчеркивая сильные качества и таланты.

*и снова для справедливости добавлю пример удачной стильной трансформации для карьеры; здесь даже несмотря на то, что образ героини становится буквально «более стандартным», классическая прическа и деловой костюм становятся отражением силы, уверенности и способностей героини.

Истории больших перемен [внешности]
"Деловая женщина" (1988)

МОМЕНТ №3: А судьи кто? 

Как я уже писала в пункте №2, перемены имиджа предполагают подгонку себя под стандарты, даже если происходят к контексте работы. И если посмотреть поближе, в большинстве случаев, речь идет о том, чтобы сделать героиню более женственной или более сексуальной. При этом не задается вопрос, комфортно ли это самой героине.

трансформация Николь Кидман в "традиционную женщину" в "Степфордских женах"
трансформация Николь Кидман в "традиционную женщину" в "Степфордских женах"
из хорошей девочку в...женщину-кошку? трансформация Сэнди в фильме "Бриолин"
из хорошей девочку в...женщину-кошку? трансформация Сэнди в фильме "Бриолин"

Подобная мотивация для имиджевых перемен похожа на процесс дрессировки женщины. Результат превращает её в подходящий аксессуар, дополнение чьего-то мужского достоинства.

И наконец...

МОМЕНТ №4: Трансформация внешности и имиджа это просто?!

По крайней мере, такой вывод можно сделать, если посмотреть многие из этих историй. На экране, чтобы полностью изменить себя, достаточно пары минут. И даже если приблизить это к реальности, то «стильное перерождение» оказывается вопросом похода в магазин и посещения салона (ок, иногда нескольких салонов). И всё! 

ах да, еще иногда нужно снять очки и надеть линзы для эффекта
ах да, еще иногда нужно снять очки и надеть линзы для эффекта

Откуда направшивается вывод: если вы еще не идеальная красавица, вся проблема в...вашей лени! Ведь все это просто, легко и очень быстро решаемо. С одной стороны, есть в этом позитивное зерно — идея, что все в наших руках, достаточно лишь захотеть этого. 

Что упускает подобный сюжет (и многие тв-передачи по «переделке» внешности) это тот факт, что работа над стилем это процесс. И далеко не всегда простой и быстрый. Даже с профессиональным стилистом.

На этом сегдня у меня все о теневой стороне этого феномена. Но есть у этого также сторона светлая иначе мне бы срочно пришлось менять работу

О том, что делает стильную трансформацию empowering (друзья, предложите удачные перевод этого слова), почему и какие из них мои любимые — я расскажу и покажу в следующем посте. Так что продолжение следует...

А пока расскажите, что думаете вы о таких историях превращения? Любите или нет? Может быть, если любимая? Согласны с моими аргументами или не согласны? Делитесь!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх